Интернет-приемная

Контактная информация

Дежурный прокурор
тел.:
(812) 315-48-53
Пресс-служба
тел.:
(812) 318-25-22
факс:
(812) 318-26-53
Канцелярия
тел.:
(812) 318-26-11
тел.:
(812) 318-26-12
факс:
(812) 318-26-50
190000, Санкт-Петербург, улица Почтамтская, дом 2/9 Показать на карте
Борьба с экстремизмом Информация об изданных органом прокуратуры Санкт-Петербурга правовых актахЗащита прав предпринимателейНа 2016 - 2018 годы установлен мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого бизнеса

Интервью природоохранного прокурора Санкт-Петербурга информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад"

Природоохранный прокурор Петербурга П. Хлебкович: "Систематических незаконных свалок в Петербурге больше нет"

Работа природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга за последнее время была существенно перестроена. С какими задачами и результатами ведомство подошло к 2017 году, объявленному годом экологии, рассказал в интервью "Интерфаксу" природоохранный прокурор северной столицы Павел Хлебкович.

- Павел Андреевич, на каких приоритетных направлениях сегодня сфокусирована работа природоохранной прокуратуры?

- Правильно определить приоритеты для нас особенно важно, так как штат природоохранной прокуратуры относительно небольшой. В первую очередь, мы исходим из того, что 2017 год объявлен президентом годом экологии, основные задачи были определены на проведенном в конце 2016 года заседании Государственного совета РФ. С учётом особенностей нашего города в прошлом году были выделены два основных актуальных направления работы: борьба с образованием несанкционированных свалок и надзор за соблюдением норм водоохранного законодательства.

- Какие районы вы бы выделили как благополучные и неблагополучные с точки зрения количества несанкционированных свалок?

- В зоне риска находятся окраины города и районы, которые граничат с Ленинградской областью. В соответствии с законом Санкт-Петербурга, несанкционированной свалкой может считаться территория складирования мусора площадью от 10 квадратных метров. Чтобы работа велась системно, мы создали соответствующий реестр свалок. Там учитывается объем и класс опасности отходов. Тех свалок, которые, на наш взгляд, должны находиться на особом контроле, у нас в городе получилось порядка 200. В прошлом году городской комитет по природопользованию совместно с прокуратурой проводил вертолетный облет и аэрофотосъемку мест незаконного складирования отходов. С мая по октябрь проведено 10 таких вылетов. Это стало одним из эффективных инструментов контроля за образованием свалок, которые часто находятся в труднодоступных местах или на закрытой территории предприятий.

- Каковы основные причины образования несанкционированных свалок в городе?

Главная – относительная безнаказанность людей, которые этим занимаются. Единственным последствием за организацию свалки долгое время было только составление административного протокола. Всеми машинами, работавшими на незаконных свалках, обычно управляли физические лица, максимальный штраф для которых составляет 2 тыс. рублей. Понятно, что доходы, извлекаемые в ходе этой деятельности, совершенно несоразмерны применяемым санкциям. Здесь стоит отметить, что долгое время созданию несанкционированных свалок не давалась уголовно-правовая оценка. Полученные впервые за несколько лет возможности привлечения экспертов и расчёта ущерба, причиненного окружающей среде, позволили качественно усилить уголовно-правовую оценку таких фактов. В 2016 году мы возбудили четыре уголовных дела о несанкционированных свалках по статье 247 УК РФ (нарушение правил обращения с отходами).

- К каким итогам привела работа по борьбе со свалками в Петербурге на данный момент?

- Мы существенно перестроили работу по борьбе со свалками в целом. Конкретным результатом 2016 года стало то, что мы убрали системные свалки практически полностью по всему городу. Конечно, очень трудно проконтролировать разовый сброс отходов, например, в ночное время. Но сейчас нет такого, чтобы кто-то открыто организовывал прием отходов на территории общего пользования. Мы изучили много практики о том, как борются со свалками в других субъектах, и начали самостоятельные выезжать в районы, где традиционно имеются проблемы со свалками - Выборгский, Приморский, Красносельский, Пушкинский. При выявлении нарушений в обязательном порядке решался вопрос об изъятии строительной техники. На данный момент более 50 бульдозеров, грузовиков и погрузочных машин помещены на спецстоянки. Такой подход в совокупности с усилением уголовно-правовой оценки деятельности организаторов свалок принес результат. Значительно и качественно сократилось число допускаемых нарушений в сфере обращения с отходами, а также поступающих нам жалоб. В настоящее время комитет по природопользованию проводит такие проверки самостоятельно.

- Возможно ли, по вашему мнению, организовать в Петербурге раздельный сбор мусора? Есть ли позиция у природоохранной прокуратуры по этому вопросу?

- Если говорить о фактической реализации системы раздельного сбора мусора, на данный момент ввести ее в городе, на мой взгляд, невозможно. К этому не готовы ни горожане, ни силы и средства, которые имеются в городе. Нет ни мощностей, ни соответствующих заводов, ни экологической культуры у населения. У нас порядка 30 объектов включены в государственный реестр размещения отходов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Федеральным законодательством запрещено размещение отходов на территории городских поселений. То есть, в Петербурге новых легальных свалок создаваться не может. Поэтому остро стоит вопрос о рекультивации предыдущих полигонов и нахождения мощностей в Ленинградской области, которые готовы были бы принять отходы от населения.

- Часто ли вам от петербуржцев поступают жалобы и обращения, касающиеся полигона "Красный бор"?

- Конечно, это происходит часто. Полигон неотделим от жизни города. Его состояние особенно волнует жителей Колпино, Тельмановского поселения. Мы занимаемся вопросами о полигоне не меньше, чем коллеги из Ленинградской области. Данных о том, что после закрытия полигона там размещались новые отходы, нет ни у нас, ни у контрольно-надзорных органов. За полигоном постоянно наблюдают, ведутся съемки с квадрокоптеров. Там дежурят общественные активисты, которые бы непременно заметили такой случай. Сейчас "Красный Бор" закрыт, и однозначная позиция органов государственной власти в том, что работать он не может.

- А какие результаты достигнуты природоохранной прокуратурой в работе по охране водных объектов?

- Планомерно снижается число сбросов в городские акватории сточных вод, в том числе не прошедших предварительную очистку. Это подтверждают и сведения из Невско-Ладожского бассейно-водного управления и петербургского "Водоканала". В целом все водные объекты у нас характеризуются как умеренно загрязненные. В 2016 году мы сосредоточили работу на загрязненных и крайне загрязненных объектах. Прежде всего, это реки Охта, Ижора и Славянка. В этом году мы будем проверять Карповку и Черную речку, где уровень загрязненности повышен. На наш взгляд, системная работа по конкретным объектам пока существенно на качество воды не повлияла. Это обусловлено особенностью нашего водного бассейна – он очень зависит от других субъектов. Не зря уже давно обсуждается идея о принятии закона об охране Ладожского озера по аналогии с Байкалом. В прошлом году мы проводили проверки по Ижоре и Славянке, объезжали всех водопользователей, организовали проведение термальной съемки источников выбросов. Для нас было важно выявить всех учтенных и неучтенных абонентов этих объектов, так как там идет слишком сильное загрязнение. Результаты этой работы мы направили губернатору. В этом году предстоит серьезно заняться инвентаризацией всех предприятий, которые находятся на "выпусках" на водные объекты. Наша позиция в том, что самый правильный путь для предприятий – подключение к общесплавной канализации, при использовании которой даже в случае ЧП невозможно будет нанести сильный ущерб окружающей среде. Мы пытаемся побудить предприятия идти по такому пути.

- Всегда актуальный для мегаполиса вопрос – это качество воздуха. Как с ним обстоят дела в Петербурге?

- В 2016 году уровень загрязнения атмосферы в целом по городу квалифицировался как повышенный, что характерно для городов с высокой плотностью населения. Самыми загрязненными районами города по-прежнему остаются Выборгский, Кировский, Приморский и Невский. Наиболее часто встречающиеся нарушения связаны с отсутствием разрешения на выбросы в атмосферный воздух вредных веществ, отсутствием инвентаризации таких веществ, а также установок очистки выбросов. Случаев экстремально высокого загрязнения воздуха в Петербурге в 2016 году зафиксировано не было, что, безусловно, является положительным фактором. Оценка качества атмосферного воздуха в городе проводится на основании данных, полученных от Автоматизированной системы мониторинга атмосферного воздуха Санкт-Петербурга (АСМ) по установленным нормативам. В настоящее время в составе АСМ работают 21 автоматическая станция мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, две отдельные метеорологические станции и две передвижные лаборатории мониторинга загрязнения атмосферного воздуха.

Взаимодействие с органами местного самоуправления Прокуратура и спортСтатистические данные о деятельности прокуратурыМежрегиональный учебный центр